1. Герой и его "железка".

Создал он существо, дал ему в руки оружие и сказал: "Это хорошо!"
А действительно ли хорошо? Ясное дело, что для разных жанров фэнтези нужны протагонисты разной крутизны. Все упирается в процентное соотношение боевой составляющей к остальному тексту. Однако есть общие косяки, которые допускают и новички, и опытные мэтры своего дела. Давайте рассмотрим самые частые:

- Герой, кто бы он ни был, вряд ли сможет стать мастером какого-либо стиля фехтования за год или два. Даже врожденный талант и превосходные данные требуют длительной огранки и ПРАКТИКИ (т.е. реального боя).

- Восхищение мечом, его эротичным изгибом гарды и блестящей поверхностью клинка оставьте при себе. Поймите одно, даже в псевдосредневековье МЕЧ - это просто оружие для УБИЙСТВА. И точка. Воин, разумеется, относится с почтением к своему оружию. Но не доводит это до фарса.
Частный случай: когда к герою попадает МЕГАмеч, а он в деле фехтования профан (например "Дочь похитительницы снов" М. Муркок), поэтому и тащится, как кот от валерьянки. Тут - да, можно оргазмировать на полную катушку. =)

- Не мешайте "горячее" с "холодным". Двуручный меч легкий как перышко теряет ровно столько, сколько приобретает от подобного "колдунства". Даже если кто-то применит "грамотный" изврат с балансировкой - результат тот же.

- Вышесказанное справедливо и для школ фехтования. НЕТ всеядного оружия! То, что вы можете сделать на сабле, становится невозможно на длинном мече и наоборот.
Один из примеров подобного смешения (кстати, в чем-то успешный, так как бредовость идеи смогли обнаружить далеко не все читатели) это "Ведьмак" уважаемого пана Сапковского: орудовать полуторным мечом то как катаной, то в шпажном стиле, не гнушаясь даже использовать термины фехтования позднего средневековья - это сильно!

- Не стоит изгаляться с методом ношения оружия. Да-да, пресловутые двуручи в ножнах за спиной и иже с ними. В боевом отношении принцип "подальше положишь - поближе возьмешь" не работает.

- Выбирая оружие и стиль для своего возлюбленного чада, руководствуйтесь не только личными предпочтениями, но и логикой. Хоббиту не стоит давать в руки фламберг. Щуплому эльфу-батану будет непросто поднять огромную секиру минотавра и все такое. Ну а здоровяк аля Арнольд или Сталлоне почувствует себя обделенным со стилетом эпохи Ренессанса.

Таким образом, что нам нужно? Четкие характеристики героя, желательно иметь подходящий прототип в виде живого человека, а совсем хорошо - фехтовальщика с приличным стажем и свободным временем. Далее выбирайте оружие подстать, НО учтите, что нужно будет покопать материалов по техникам и посмотреть тонну видео в Интернете после того, как выберите "железку". Даже если у вас есть солидный опыт в деле фехтования, будет лишний повод узнать что-нибудь новое.

2. Выбор пути.

Прежде всего, стоит решить, чем наш герой будет выделяться из толпы рубак и какие цели преследовать в бою.

NB: Разумеется, перед этим нужно определиться с тем, кем он начинает: новичком, искушенным или признанным мастером.

Выбирая стиль фехтования и оружие, не забывайте про "косяки" и физические данные вашего персонажа!
Теперь о насущном. Если герой действует в боевом фэнтези, тогда старайтесь выбирать так, чтобы стиль имел большой арсенал приемов, потому что повторение из раза в раз одного и того же по ходу повествования будет смотреться блекло. Вообще, насыщенные боевки не повредят любому жанру. Соберите необходимую информацию и начинайте творить.
В мире фехтования можно стать непобедимым не только техникой, но и свойствами собственного тела (быстрота, ловкость, сила), а также головой: хитрость, коварство и "грязные" трюки.
Оставляйте герою пластичность и простор для совершенства, так как по ходу написания вы можете параллельно найти что-нибудь стоящее.
Оружие и стиль боя сами по себе многое говорят о герое. В Китае с древних времен считалось, что познать человека лучше всего можно в бою. Поэтому не стоит давать душой и сердцем благородному паладину церемониальный крис или кусаригама, а вору и убийце - сияющий бастард с гравировкой "Во имя отца, сына и святого духа! Аминь". Каждому свое. =)
Возвращаясь к технической стороне вопроса, стоит отметить, что есть оружие, которого стоит избегать. Особенно если вы хотите одарить им до конца книги главного героя, или персонажа, который постоянно на виду. К таким можно причислить всевозможные ножи и кинжалы, из-за скоротечности боя, и алебарды, с их шестью-семью ударами и сложностями в описании приемов, если речь идет о китайских типах этого оружия.

Перечень частых "подводных камней":

- Изобретая собственный стиль, вы сильно повышаете риск криво повторить уже существующие.

- Смешивая различные стили, есть большой шанс пополнить коллекцию "косяков".

- Плохо собрав сведения о школе фехтования, вы можете недооценить или переоценить некоторые удары, что в любом случае скверно, так как вы упустите многие жемчужины, что могли бы украсить ваше повествование.

- Поменьше сталкивайте в поединках несуразные комбинации оружия, стилей и противников. Китайская "гэ" или "бо" в стиле ушу против парных кукри в вариации капоэйры - это жесть!

- Хорошо изучите матчасть, чтобы на разрубать катаной латника в полном готическом доспехе и не пронзать копьем кулачный щит викинга.

- Описывая бой, не устраивайте игру в "попрыгушки" толкиенистов с палками из ближайшего леса, когда "мечи" еле касаются друг друга кончиками. Используйте весь арсенал ударов оружием, руками и ногами, а также клинчи, сцепки, захваты, перехваты и т.д. Лишне говорить, что зона поражения должна быть максимальной. В конце концов, Ахиллеса заколбасили ударом в пятку. Только не переусердствуйте с этим!

- Одинаковых противников НЕ БЫВАЕТ.

3. В бой!

Итак, стиль выбран, оружие начищено до блеска, герой горит желанием всех убить и остаться в полном одиночестве.
Занимаясь выписыванием боевок, стоит помнить, что это ВЫ, уважаемый автор, сидите в удобном кресле перед компьютером или печатной машинкой с чашкой кофейку. Ваш же герой смотрит в глаза смерти, кровь его кипит в жилах, адреналин сносит башню, а чувство самосохранения рвет и мечет. Поэтому четко представляйте уровень накала страстей и не загибайте диалоги в пару страниц посреди жуткой бойни, как это делал профессор Толкиен, дополняя все дело лихо закрученной риторикой. Тоже относится и к описаниям. В горячке боя своих от чужих отличаешь с трудом, а уж наслаждаться пением птиц и видами природы посреди трехэтажного выражения эмоций и оглушительного звона стали очень затруднительно.
Существует ОРГОМНОЕ количество состояний в бою, которые были выведены в разное время в разных точках нашей планеты. Поэтому будет здорово, если расскажите хотя бы о том, которым пользуется ваш герой. Например: берсеркерский рейдж, самурайский "бой пустоты" и т.д.

Несмотря на то, что живучесть людей очень различается от экземпляра к экземпляру, стоит изучить анатомию и просветиться в области болевого порога и кровопотери.

NB: были прецеденты, когда человек после удара ножом в сердце смог убежать от грабителей и прожил целых четыре дня.

Для массовых боев начитайте материал по тактике различных родов войск, также об артиллерии интересующего периода. Старайтесь реже запихивать главного героя в ситуации невыгодные для его тактики боя, иначе будет затруднительно объяснить, как он так долго прожил.

Методика для написания дуэлейпоединков:

-- Создайте противника с определенным стилем, особенностями и оружием. Противопоставьте все условия вашему герою.
-- Потратьте время и решите созданную задачу (избегая удачи, "роялей", неожиданной "кавалерии" из кустов и просто грома с небес).

Как решать задачу? Вот несколько идей навскидку:

- Преимуществом оружия (двуручником одним ударом закопать маньяка с кинжалом, или проворно подскочить со спины к латнику и засадить стилет в ближайшую щель в доспехах)

- Особенностями техники (лазейки в защите, обманные движения - финты, контратаки, рипосты и прочее)

- Отравленным клинком.

- Скрытым оружием.

- Физической выносливостью (тупо загонять).

Если ваш герой один, а противников несколько:

- Помните о трех правилах!
1) Правило человеческой глупости - противники никогда не будут действовать настолько же слаженно, как один человек.
2) Правило человеческого страха - каждый из противников не хочет оказаться на "вертеле".
3) Правило человеческой лени - каждому хочется, чтобы его работу сделал другой.

- Не забывайте, что каждый из противников двигается с разной скоростью. Поэтому бегаем и выманиваем по одиночке.

- НЕЛЬЗЯ: давать себя окружить и встречать в лоб строй врагов.

- Хорошо бы использовать любую позицию, дающую стратегическое преимущество и ограничивающую подвижность группы врагов (баррикаду, узкий коридор или лестницу и т.д.)

Для описания одоспешенного боя четко выберите тип этого самого доспеха, только не ударяйтесь в крайность, иначе будет трудно подобрать "нож" для вскрытия навороченной вами "консервной банки". Изучите матчасть. И запомните, что там, где много доспехов, меньше остается от фехтования.

Что касается магического оружия, не советую ударяться в сальваторовские убойные откровения. Если, все же, очень хочется, то помните, что придется хорошенько проанализировать те реалии, которые создают на поле брани зачарованные клинки и как они изменяют рисунок боя. Также примите к сведению, что на всякое действие есть противодействие. То есть противники героя с магическим клинком не будут постоянно умирать от его мегарулеза, а, скорее всего, отступят и станут искать нетривиальное решение проблемы. =)

И, напоследок, про...

4. Термины.

Ну кому же не хочется завернуть что-нибудь ЭДАКОЕ?! Скорчить из себя знатока и профи! В конце концов, отчитаться о проделанной работе по немецкому учебнику лангшверда 15 века или "Книге Пяти Колец" пресловутого Мусаси!
Ради бога!
Если вас не достанет с определенной периодичностью клепать сноски на каждый термин, потому что одной где-то там, в первых абзацах, будет рядовому обывателю МАЛО, чтобы запомнить. Дело ваше.
Используя термины, действуйте осторожно. Не берите на вооружения те, что включают в свое описание пару абзацев (например "удар красных листьев" Миямото Мусаси). Также избегайте ОБЩИХ терминов.
Если хватит фантазии, изобретите названия для ударов, особенно если смешиваете несколько стилей (чтобы хотя бы на слух они звучали как из одного языка). Но в описаниях боев старайтесь самые простые удары обозначать доходчиво, без терминов, а сами термины приберегать при сложном описании, скажем, контратаки. В таком случае термин поможет сэкономить место и не раздувать и без того массивное описание.

В заключение добавлю, что также осторожно следует поступать с названиями оружия. Например: "меч девяти колец" или "метла ведьмы". Потому как такие названия появились не на пустом месте, и имели свою историю для конкретной страны и конкретного времени.

=====================================================

Ну а теперь, когда мы поумничали, представляю на ваш суд описание поединка из моей собственной книги. Образцом не считать ни в коем случае, ибо ошибок здесь, должно быть, пруд пруди  Но куда же без примеров, поэтому...

...Оба клинка, повинуясь мысленной команде их обладательницы, выпрыгнули из ножен и оказались у неё в руках. Не раздумывая, Карина с разбегу прыгнула в сторону лишу, и кувыркнувшись в воздухе, обрушила на него двойной рубящий удар. Лиандер откатился в сторону, на ходу снимая с пояса шарны. Карина, приземлившись, пригнулась, уходя от атаки лишу, и провела круговой секущий левой ногой. Лиандер подпрыгнул, и тут же, с довольной ухмылкой на лице, буквально растворился в воздухе… чтобы в тот же миг появиться у неё за спиной и выбросить вперёд руку с одним из своих лезвий. Шарн со свистом рассёк воздух в нескольких сантиметрах от уха Карины, после чего последовала повторная атака с левой, которую, впрочем, эльфа уже контролировала. «Вот, значит, как мы умеем», пронеслась в голове мысль, в то время как руки и ноги работали в ритме непрерывного танца, каждый раз чудом уходя от сверкающих изогнутых лезвий противника.
Кувыркнувшись назад, эльфа резко выпрямилась, и по-новому, с некоторым уважением посмотрела на лишу. Бой прервался – они стояли друг напротив друга, перекидываясь оценивающими взглядами.
- Фэро! – тихо произнесла Карина, и оба её клинка озарились слабым голубоватым свечением.
Лиандер в ответ лишь улыбнулся своей белозубой улыбкой, и в ту же секунду, с какой-то неестественной быстротой, кинулся на неё.
Казалось, он был повсюду. Удары обрушивались справа, слева, из-под низу, с нескольких мест одновременно. Карина еле-еле успевала парировать, её спасало лишь то, что сияющие наэры сами угадывали, с какой стороны последует очередной удар… Внезапно шквал прекратился, и лишу материализовался из воздуха на своём прежнем месте, в десяти шагах от неё. Карина заметила, что дыхание его участилось, а на лице и теле проступили капли пота. Резко выдохнув, она приняла боевую стойку, и мелкими шажками, медленно набирая скорость, двинулась на противника. Теперь ритм танца задавала уже эльфа, и это был именно танец, поскольку каждый его пируэт, каждый выпад, разворот и отскок безупречно вписывался в общую гамму.
Но лишу не поддавался...